В мастерской у Копачевского (кстати очень рекомендую – отличный Киевский подрядчик по вопросам ремонта,
оснащения и доработок лодок) меня сильно отговаривали от электромотора вообще.
Обещали показать целый склад отказных старых моторов, которые поснимали недовольные клиенты.
Аргументы мне в общем понятны – нет на наших широтах культуры работы с электромоторами,
все либо на якорях, либо дрейфуют либо просто тролят притом на штатном движке – щука быстрая, захочет догонит.
Но у меня было два аргумента ЗА:
1. Я видел куда смогу применить все заявленные функции.
2. Как-то же американские профи и не только обходятся без якорей вообще.
Отказываться от лебедки я не стал (у меня Deckhand той же MinnKota), но учитывая, как долго она стравливает якорь,
в ветреную погоду на узком русле на глубине со сложным дном бывает очень и очень затруднительно.
Так что возможность выставится по GPS казалась просто спасительной.
Решение принято, поставил поисковый мониторинг на eBay и через месяц поймал нужную модель
на 24 вольта с тягой в 45 кг и стержнем требуемой длинны.
Хорошая стартовая цена, немного терпения и он мой – похоже их там тоже не сильно разбирают.
Еще через две недели он в Киеве:
MinnKota Terrova 80/US2/i-Pilot Link со стержнем 60 дюймов
Установка:
Условно не сложная, учитывая, что устанавливали специалисты в мастерской ;-)
Розетка от старого мотора уже была на месте. В комплекте шли специальные шайбы-подкладки,
на случай если мотор необходимо будет поставить на нос со слегка выпуклой поверхностью.
От головы кроме питающего кабеля идет коммуникационный кабель (Ethernet) а также кабель
подключения к встроенному в электромотор сонару. Последний я оставил незадействованным,
а вот чтобы перекинуть Ethernet на эхолот электрику пришлось снять пару панелей.
Понятно, что запитать мотор необходимо пара аккумуляторов соединенных на 24 вольта.
Благо в лодке место под их установку было предусмотрено.



ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ:
Скажу честно, пока из всех функций использовал только GPS якорь
(в сумме пока десяток рыбалок и весь джиг бросали в заброс).
Сумасшедшее преимущество, и оно действительно поражает как новичков так и бывалых рыбаков,
это скорось постановки на якорь. Если пульт iPilot Link разбудить заранее
(сам он экономя батарею часто засыпает, что не есть минусом) то время постановки составляет где-то 10-15 секунд.
При этом нет необходимости искать верхнюю точку свала, чтобы якорь-таки зацепился,
нет необходимости думать куда будет сносить лодку – можно стать в любой точке где душа пожелает.
Вот собственно пульт:

Увестистый, размером со старый NMT телефон
В комплекте идет ремешок на шею - если пустить поверх воротника и внутрь куртки или флиса,
то вес практически не ощущается. В смысле можно так и весь день отрыбачить без явного дискомфорта
Эксплуатация в разных погодных условиях - выделю три режима:
ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ или очень легкий ветер без выраженного течения:
Как ни странно, по факту в этих условиях мотор отработал хуже всего.
Нет, он конечно работает исправно и держит на точке и почти не потре[censored]ет электроэнергии,
но траектория движения лодки в полный штиль непредсказуема – ее
ОЧЕНЬ НЕСИСТЕМНО может развернуть легким ветерком или потянуть потоком течения.
Поскольку мотор работает в штиль не постоянно, то в попытках вернуть нос лодки на GPS маркер
начинает утюжить место разворачивая лодку с борта на борт и джигиты начинают бегать с носа на корму.
В перерывах между возвратами лодку стягивает и приходится имитировать ступеньку не подмоткой катушки
а подбрасыванием кончика удилища, но к этой технике легко привыкнуть,
тем более что в джиге полезно уметь работать не только катушкой, но и спиннингом.
Но в общем в режиме ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ даю мотору незачет – лучше якорь,
в штиль и выставиться несложно и малого веса якоря будет достаточно.
УМЕРЕННО ВЕТРЕННО от 2 до 4 метров в секунду плюс течение:
Здесь задача мотору становится четкой и понятной. Лодку уверенно сносит по сумме векторов сил ветра и течения,
сила сноса перманентна и мотор удерживает лодку выбрав постоянную скорость вращения винта.
В этом режиме лодка становится на точку как вкопанная. Потребление электроэнергии естественно увеличивается,
но если сохранять разумный баланс между стоянками и переходами то все будет в порядке
(конечно важно иметь зарядное устройство, направляющее избыточный заряд со стартовой батареи на тролинговые).
По правде, у нас обратный переход на базу занимает около получаса и за это время батареи возвращаются
к номинальному уровню заряда. В этом режиме полный зачет как по надежности так и по времени автономной работы.
ПРЕДШТОРМОВАЯ ПОГОДА – ШТОРМ:
Скажу честно – были сомнения. Все потому что иногда (в основном в первые пару поездок)
без видимой причины в условиях средней сложности мотор сам без спросу отменял режим постановки на якорь.
Я начал грешить что он не справляется со средним ветром и поэтому отказывается от невыполнимой задачи.
Но … Вышли мы как-то на киевской водохранилище.
По коллегиальной оценке ветер поднялся до 10 метров в секунду. Дул вдоль водохранилища с севера,
и разгонял к нам волну от 1 до полутора метров с барашками.
Мой товарищ и наставник, с опытом рыбалки уже под 20 лет раз пять поклялся, что в такой шторм еще не ловил !!!
Короче честный шторм. Короткая высокая волна, воды в лодке уже побывало немало, помпу включаю каждые 10-15 минут.
Идти на скорости нереально, с трудом доходим на точку 3 км от сброса.
И от этих прыжков и ударов об волну разболтался винт в скобе удерживавшей якорь, и мы его просто потеряли.
Нам ничего не оставалось кроме как становиться на электромотор.
Пришлось вытянуть стержень на полную длину, потому что лодку колбасило так, что винт вылетал из воды.
Но мотор держал. Скажу честно что в тот момент на точке ветер был наверное уже не десять, скорее 6-7,
и волна успокоилась до полуметра с максимальными до метра,
но все равно это весьма зачетные условия – более чем пограничные для речной рыбалки,
ибо переждав грозу и вернувшись на точку через 2 часа волна уже была в среднем под полтора метра
и на носу откровенно тошнило. Но … и в этих условиях мотор держал. Ловить уже правда мы не стали.
На видео далеко не самые тошные условия:
http://www.youtube.com/watch?v=NXAc0954hGM&feature=youtu.beОдним словом – мотор с тягой 45 кг может качественно держать лодку
(длинна 5 ширина внимание 2.3 метра) на волне высотой 1 метр и ветре 6 м/с и порывами до 10 м/с.
Течение там правда было не сильное, но ветер в любом случае был бы доминирующим фактором.
Батарея правда за два часа стоянки потеряла три деления из 4-х по шкале уровня заряда,
но убегая сквозь грозу мы минут за сорок зарядили их обратно.
Полный зачет в сложных условиях. Думаю, будет самое оно на осенних русловых ямах.
Дополнительные функции
ВОЗВРАТ НА ТОЧКУ:
Этот фокус конечно поражает пассажиров, видящих его впервые - за него мы любя прозвали электромотор Терминатором.
Думаю, у многих на любимой яме есть несколько точек постановки – тянуть на свал,
тянуть со свала, тянуть вдоль свала, одна бровка – другая бровка.
Так вот если занести все эти точки в эхо (а мы помним, что iPilot Link имеет интерфейс соединения с эхолотами Humminbird),
то постояв на одной можно дать мотору задачу перейти на другую точку.
В общем дистанция ему не важна, думаю 50-80 метров перестановка будет достаточно комфортной.
Кроме общего wow-эффекта мотор делает это тихо, что имеет значение по мнению пишущих статьи рыбаков.
ДВИЖЕНИЕ ПО ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ / ЗАПИСАННОМУ ТРЕКУ:
Это уже из функций, которые я планирую тестировать осенью – движение по запрограммированным маршрутам как альтернатива дрейфу. Учитывая, как мотор отработал на сложных участках и возможность задавать скорость движения, уверен эта функция поможет поймать судакофф в отвесный джиг (речной).
Плюсов много. Последняя прошивка эха (залита зимой) работает с электромтором адекватно.
Минус конечно один - цена. Но раз вы готовы покупать палки Карпентер от тысячи долларов и выше, то скромная смета:
Электромотор 1600
Доставка и очистка 400
Установка 100
Пара батарей 500
Зарядка-альтернатор 150
Установка зарядки 50
ИТОГО = 2800
не должна вас удержать от приобретения реально полезной вещи.
Надеюсь инфа кому-то полезна.