Собираясь на очередную рыбалку, я осознал, что после нескольких лет увлечения тропической рыбалкой содержимое моего "чемодана" изменилось до неузнаваемости по сравнению с тем временем, когда я только приобщался к этому занятию. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что, знай я это все с самого начала, я сэкономил бы уйму средств и лишних килограмм. Ни в коем случае не считаю текущий вариант своего "чемодана" идеальным и окончательным. Наоборот, вижу реальные его проблемы, но предоставляю его всеобщему вниманию, не только чтобы помочь тем, кто только начинает свое знакомство с Big Game, но и для того, чтобы выслушать и намотать на ус альтернативные версии и другие идеи.
Ниже привожу вариант сбора перед поездкой в Индонезию. В принципе, это мой среднестатистический вариант для поездки в среднестатистическое место, где основным объектом лова будет GT, а так же некоторое время будет уделено джиггингу. Хочу подчеркнуть, что далее речь пойдет, именно о сопутствующем оборудовании, а не о самих снастях, ибо и класс мощности снастей, и их количество и тип могут значительно отличаться в зависимости от места лова и целевой рыбы.
Вот что содержит утроба моего "среднестатистического чемодана":

Она состоит из:
- внешней сумки, которая и играет роль чемодана
- сумки из ПВХ, которая берется с собой в лодку
- пластиковой коробки для приманок
- сумки с приманками
- сумки с джигами
- пластиковой коробки с тройниками
- органайзера с мелочами, которые необходимы в лодке
- органайзера с мелочами, которые необходимо только на базе
- запасные шпули с заранее намотанной плетенкой (или просто запасной шнур)
- шок-лидеры и ассист-лайн
- щипцы для заводных колец и просто плоскогубцы
- необходимое количество колец, вертлюгов, одинарных крючков
- самонадувающийся спасательный жилет
- аптечка
- всякая мелочевка, не попавшая в кадр (leatherman, пояс, перчатки и т.д.)
Начну не по порядку, а с самого любимого - приманок:

Для хранения кастинговых приманок на данный момент остановился на сумках Pelagique. Существует три размера - S, M, L, поэтому можно выбрать подходящий в зависимости от размера приманок. Для рыбалок, где главной целью является GT, я использую размер L, который и изображен на фото. Для лакедры использую размер М.
Преимуществ у данных сумок несколько. Во-первых, они очень компактны при большой вместительности. Они позволяют организовать приманки в такой параллелепипед, который не расползается аморфной массой, а неплохо держит прямоугольную форму и хорошо укладывается в любую багажную сумку. При этом приманки всегда в одном месте. Их можно носить отдельно за ручку, которая есть сбоку на сумке, кинуть в машину или лодку прямо в этой сумке. Материал очень утилитарный - ПВХ и прочная резиновая сетка по бокам. Грязь не пристает, легко моется просто под проточной водой. Сохнет очень быстро. Для опреснения приманки можно кинуть в бак с пресной водой или ванну, не вытаскивая их из сумки.
В лодке храню приманки в этой сумке неоснащенными - без тройников. Неоднократно и с переменным успехом применял ее с уже оснащенными приманками. Хранил там приманки с тройниками как есть без всякой защиты. В этом случае необходима дополнительная осторожность при обращении с сумкой, так как острие какого-нибудь тройника нет-нет да и вылезет наружу, да и приманки спутываются между собой. В результате отошел от этой практики. Более успешна была практика защиты тройников колпачками Owner, а так же самодельными колпачками из трубной термоизоляции. Но в результате, я остановился на варианте, при котором эту сумку я использую только для того, чтобы держать большое количество приманок под рукой в лодке, а под оснащенные приманки использую отдельную большую пластиковую коробку VS-3043 NDDM без перемычек.

Сейчас я не оснащаю тройниками сразу все имеющиеся приманки - в этом просто уже не вижу смысла. Мне не нравится слишком большой расход тройников и их постоянная коррозия, которая начинается, даже если приманка ни разу не попадает в воду. Лучше уж иметь их в запасе, чем испортить сразу все, ни разу не намочив или забросив приманку лишь пару раз. В любом случае, перед выходом в море обычно есть некое представление о месте лова, какая-то тактика по приманкам, поэтому я оснащаю около 10 пилотных приманок, которые планирую применять в зависимости от ситуации на месте, а дальше просто переставляю тройники/крючки с приманки на приманку по мере необходимости. Большая пластиковая коробка без перемычек неплохо подходит для хранения оснащенных приманок - быстрый доступ к любой приманке обеспечен, тройники не угрожают здоровью, опреснение простое и быстрое. Сама коробка не занимает лишнего места в багаже, так как по своей сути, это воздух, который может быть заполнен чем угодно - любыми мелочами (крючки, кольца, тройники), одеждой и т.д. При перевозке к месту рыбалки это выглядит примерно так:

Ну а дома ее можно использовать для чего угодно. Я обычно храню в ней тройники в пачках (н/з, так сказать).

Из недостатков – при полном наполнении коробки оснащенными приманками, они цепляются друг за друга тройниками, поэтому отделение приманки от приманки может занять время.
Для хранения вскрытых тройников использую специальные пластиковые коробки. Для больших тройников на GT использую коробку Meiho VS-3010 NDDM. Ширина ее ячеек и высота коробки позволяет хранить тройники размером от 5/0 до 8/0 в достаточном количестве. На фото ниже только в верхней половине находится 30 тройников такого размера. Во второй половине можно расположить тройники, остальную фурнитуру или что-то еще по желанию. На внутренней поверхности крышки очень удобно располагается таблица с весом тройников всевозможных моделей.


Из альтернативных вариантов часто встречал людей, которые используют большие глубокие коробки и их это вполне устраивало:

Для хранения джигов использую утягивающуюся сетчатую сумку Така (Кугель). Она выполнена из резиновой сетки, прекрасно промывается и быстро сохнет. Очень вместительная (в среднем 30 джигов средним весом 250 гр) и при этом прочная. Сумка скатывается в ролик, фиксируется двумя прочными ремнями, которые обхватывают ее снаружи и несут на себе основную нагрузку при переноске, а так же утягивают ее с помощью специальных пряжек, чтобы занимать минимальный объем в багаже. Ее можно переносить за удобную ручку, которая крепится все к тем же ремням и с большим запасом выдерживает любой вес помещенных вовнутрь джигов.


Альтернативно можно использовать планшетки Shout, PowerJig или что-то еще, но утягивающийся ролик от Така мне нравится больше всего, хотя и у планшеток есть свои преимущества.
Органайзеры с мелочами делятся на два. Один содержит то, что необходимо непосредственно в лодке, в другом лежат вещи, которые могут пригодиться только на базе. Такое разделение помогает быстро сориентироваться при ежедневных сборах и ничего не забыть, даже в страшной спешке, и при этом не возить туда-сюда с собой лишнее, а так же иметь в лодке все в одном месте, чтобы быстро перевязать узел на рыбалке, заменить вертлюг, крючок и т.д.

Для каждого рыболова и для разных условий содержимое каждого органайзера, естественно будет разное. Но для поставленных вначале условий у меня оно такое:
В лодку беру с собой:

- Стики для затяжки узлов
- Карандаш со средством от загара (во время первого выхода карандаш плавно перетекает из органайзера в карман или поясную сумку с фотоаппаратом для более быстрого доступа к нему при необходимости)
- По паре одинарных крючков на крайний случай, если предварительно завязанные откусят, или я решу поставить их вместо тройников на кастинговые приманки.
- Вертлюги, оушен-снэпы и кольца всех необходимых размеров минимум по одной пачке. Это только запас для крепления приманки к шок-лидеру. Все тройники в наличии оснащены кольцами заранее.
- Загнутая в бараний рог игла для распутывания ветровых узелков
- Батарейки (для GPS или рации)
- Рулетка для измерения рыбы
- Зажигалка
- Фонарик
- Напалечники для заключительной обвязки узлов. Те, которые на фото, неопреновые от Така. Они не очень функциональны. Лучше брать другую модель - резиновые, тоже Така.


Для обтяжки также можно использовать зубы (если не жалко), зажим Така или СОМовские маленькие палочки. Еще у них сейчас вышел зажим «третья рука», который крепится на ногу и используется для затяжки узлов. Обязательно хочу приобрести его и попробовать для FG Knot.
Для хранения вертлюгов и колец раньше использовал маленькие коробочки, подобные этим:

Но они у меня понемногу коррозировали в коробочках. Может быть, из-за того, что использованные хранил вместе с новыми. Поэтому теперь новые вожу в оригинальных пачках, а использованные складываю в маленькие плоские коробочки, которые есть на фото выше.
Необходимая вещь для распутывания узлов:

Изготавливается из стоматологического щупа.
Так же хочу порекомендовать средство от загара в формате губной помады.

Очень удобно наносить на лицо и части рук, видимые из-под длинных рукавов. Не надо снимать очки и перчатки, не надо мыть руки, как после крема. Ну, и не выглядишь потом на фотографиях как артист театра кабуки…. Использовал на двух последних рыбалках. Причем ловил без маски больше половины времени. Вернулся домой – жена спросила: «почему не загорел? ты что, на севера ездил?». Пришлось в доказательство показывать фотографии с индонезийскими женщинами….
На базе остается органайзер с содержимым:

- Компактная горелка SOTO (внутрь вставляешь обычную зажигалку, а на выходе получаешь горелку - хоть костер разжигай, хоть мини сваркой занимайся :-))
- игла для ассист-лайна
- отвертка со сменными битами маленького размера для ремонта катушек
- ножницы для РЕ
- сменные биты для мультитула Leatherman
- щипцы-съемник С-образных клипс (не знаю, как на новых и старых Стеллах, но на тех Стеллах, которыми я пользуюсь (это те, которые были еще до "старых"), вход в отсек с верхними фрикционными дисками на шпуле 20000 запирается С-клипсой, которую никак не снять без такой штуковины)
- сменный запорный винт катушки (драг-кноб)
- загнутые плоскогубцы
- сменный баллончик для спас-жилета
- сменная ручка для катушки (не попала в кадр)
- феррульная вакса
- пластырь N-rit (Опять спас меня на последней рыбалке: подрался с макрелью в лодке и она съела немножко моей икры. Потом ходил и ни разу не снимал с ноги дней 5-6 при том, что мылся в душе и купался прямо с повязкой по нескольку раз в день).
- изолента
- смазка
- игла для съемки подшипников
Комплект для обслуживания катушек пригодился на последней рыбалке. У товарища сломались фрикционные диски на Дайве. Пришлось менять.

В лодку беру с собой сумку из ПВХ - баккан. Они бывают разных размеров - 25, 30, 35 литров и другие, поэтому подобрать себе можно под свои требования, а так же так, чтобы она оптимально помещалась в основную багажную сумку. Материал очень прочный, не протыкается, не рвется, не промокает. Крышка закрывается молнией внахлест, поэтому содержимое сумки не промокнет ни при дожде, ни при шторме. В нее кладутся необходимые в лодке снасти (коробка с пилотными приманками, шок-лидеры, органайзер с мелочами, коробка с тройниками и т.д.), а так же то, что не должно промокнуть - фотоаппарат, аптечка, одежда, перекус и прочее. Сумка Pelagique с основным запасом приманок идет отдельно – просто кладется в лодку как есть.

У меня сумка без карманов. Но с карманами, мне кажется, интересней. В лодке часто хочется кинуть какую-нибудь мелочь, чтобы была под рукой. Ну и мусорить не привык, поэтому всякие фантики и обрезки лески пока кидаю в карман сумки соседа :-).

Шпули перевожу в оригинальных чехлах, в которых их поставляла раньше Дайва. Они довольно жесткие и хорошо защищают шпулю. Недостаток такого чехла – отсутствие циркуляции воздуха, из-за чего шпуля коррозирует. Поэтому я использую такие чехлы только для перевозки, но не для хранения. Сейчас, таких чехлов у Дайвы уже нет, но можно использовать чехлы для шпуль от разных производителей – Hots, Fisherman, Pelagique и т.д. Правда, они все мягкие, но если вы используете чемодан или такую же жесткую багажную сумку, как я, то это не проблема.
Тем, у кого багажная сумка мягкая, можно посоветовать, например, сумку для шпуль от Шимано.

В итоге все это складывается в сумку Шимано с жесткими бортами.





Сумка имеет два крышки. Внешняя закрывается на защелку внахлест и защищает от дождя и брызг. Внутренняя закрывается на молнию. Стенки из пластика, правда, как показала практика, не достаточно жесткого для того, чтобы на нем сидеть. Сумка удобна тем, что ее можно хранить на улице или на борту, не беспокоясь, что намокнет содержимое. По этой причине ее не раз использовал, как «сумку в лодку». Держит форму и компактно открывается, что обеспечивает удобный доступ к содержимому в любых условиях, в отличие от гермомешков и гермосумок. Пластиковые стенки защищают содержимое от неаккуратных грузчиков при перелетах.
Есть и недостатки:
- Верхняя крышка трескается у одного крепления (пытался на ней сидеть). Крышку можно поменять, но я использую уже несколько лет с треснутой крышкой (и даже с оторванным одним из трех креплением) ради любопытства – пока ничего страшного не случилось, крышка продолжает справляться со своими обязанностями…
- Нет колесиков. Если в аэропорту нет тележек, то очень не айс…
- Основная проблема – нет запаса по объему. С одной стороны, мне еще никогда не удавалось заполнить ее полностью в рамках разрешенного к перевозке веса – 20-23кг. То есть, если заполняется полностью, то всегда с перевесом и приходится регулировать – откладывать что-то тяжелое в ручную кладь, а легкое и объемное в багажную сумку. С другой стороны, иногда нужно тупо взять больше груза, несмотря на перевес. В этом случае, конечно, лучше использовать чемодан. Например, в последний раз обратно нужно было везти эхолот, а у меня места уже не было…